Американская оранжерея в кусково

Большая каменная оранжерея

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол. XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Для «зеленых питомцев» П.Б.Шереметева в Кусково отстраиваются две оранжереи.

Американская оранжерея

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла» , которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго – восток и юго – запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

В настоящее время в залах оранжереи проходят выставки из фондов Государственного музея керамики.

Большая каменная оранжерея

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова – самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» – небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.

Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Давно не используются по прямому назначению тепличные здания в Кусково, Американская оранжерея и Большая каменная. Сейчас непонятно, надоела хлопотная затея прежним хозяевам, или не до того было захватившим власть большевикам. Музейное использование окончательно закрепилось за этими строениями в 1932 году, с появлением второго хозяина усадьбы Кусково. Переводом в усадьбу специализированного Российского музея керамики власти пока что отрезали возврат к тепличному предназначению.

Построена Американская оранжерея еще в 1750-х годах, на два десятилетия раньше Большой, неизвестным архитектором. Если более позднее здание авторства Федора Аргунова заранее предполагалось двойного назначения, то первое было специализированным. Российские революционные события использование по профилю прекратили, в отличии от венской оранжереи в Шенбрунне. Однако же сохранили свои функции теплицы в чешском замке Леднице, восстановлены в ботаническом саду МГУ в Санкт-Петербурге.

Американская оранжерея усадьбы Кусково

Между тем строилась Американская оранжерея продуманно, от расположения на территории до устройства остекления. На высотной фотографии, почти точно ориентированной по сторонам света, видна позиция здания в усадьбе. Одна продольная сторона ориентирована на солнечный юг, вторая защищена парковой растительностью. С точки зрения общей планировки участка оба тепличных здания логично замыкают ландшафтную часть парка. Ничего, кроме подселенного музея, не препятствует возвращения тепличных функций, однако вопрос не обсуждается.

Читайте так же:  Как сделать так чтобы листья не засохли

Ничего против музея керамики не имеет ни обозреватель, ни большинство наших читателей, смею предположить. Тем более, что его коллекция фарфора по широте представленных эпох, стран и производителей считается одной из ценнейших в мире. Однако как легко музей приняла Американская оранжерея, столь же просто подобрать новое расположение. Это доказывают примеры использования под экспозиции бывших заводских помещений, из Москвы перемещены многие предприятия. Промышленные здания несложно переоборудовать, это доказано.

Так обрел пристанище институт русского реалистического искусства, фактически – частный музей живописи прошлого века. Он оборудовал выставочные площади в бывшей котельной старинной ситценабивной фабрики. Территория погубленного автозавода имени Ленинского комсомола приютила музей Московский транспорт, в автобусном гараже обосновался Еврейский музей. Примеры есть и вне столицы, Тульский военно-исторический музей занял здание бывшей электростанции. Как говорится, было бы желание, но нет его.

Фото с более близкого расстояния представляет конфигурацию здания, рассчитанного на тропические растения. Американская оранжерея состоит из нескольких корпусов различной освещенности, которую подбирали под определенные виды. Насколько обширные стеклянные панели благоприятствуют осмотру фарфоровой экспозиции, не проверено. Музей запрещает фотографирование, нет даже платного, и строго это контролирует. Ладно бы сами использовали шедевры для выпуска сувениров, нет и этого.

На оранжерее написано – теплицы, а внутри… фарфор

Не сравнивая ценности экспонатов, заметим, что есть заведения, использующие шедевры для копирования на сувенирах. Так делает, например, выставка миниатюр всемирной истории в Измайловском кремле, где и фотографировать можно. Пластилиновые скульптуры исторических деятелей, существующие в единственных образцах, украшают магниты для квартирных холодильников. Здесь получается – ни себе, ни людям, а предполагаемые конкуренты давно исчезнувших фабрик эти фото имеют.

По живописности конструкции Американская оранжерея соседнему зданию уступает, она более конкретно предназначена для тепличного хозяйства. Можно предположить роль наклонных панелей в регулировании внутренней освещенности, а козырьки над кровлей непонятны. Хотя, возможно, какую-то часть светового потока они внутрь направляют. Бесполезно гадать, покуда не возникнет всерьез вопрос о возвращении зданию исконного предназначения. Видимо, общее руководство усадьбы и музея хорошо сдружилось и разлучаться не намерены.

Своими боковыми флигелями Американская оранжерея напоминает школьный спортивный зал, пригодный для волейбола и футзала. Касательно возвращения тепличного профиля деятельности что-либо определенное можно сказать только после изучения отопительной системы. Дровяное сейчас вряд ли приемлемо, нужно рассматривать возможности модернизации. Централизованной котельной при прогулках по территории усадьбы не замечено. Здешний Дворец – летний, хотя печей и каминов в нем достаточно.

В силу древности происхождения и хорошей сохранности Американская оранжерея остается заметной достопримечательностью Кусково. Этого не изменит ни перемена деятельности, ни продолжение существования фарфоровой экспозиции. Вывеска о тепличном назначении права в части прошлого усадьбы, конструктивное устройство здания это подтверждает. Именно историческим прошлым ценна Американская оранжерея, представляя одно из увлечений хозяев самой старой дворянской усадьбы.

Уса́дьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.

Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики [1] [2] (нет отдельного здания).

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — графов Шереметевых.

Содержание

История усадьбы [ править | править код ]

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1918 года.

Село Кусково как родовая вотчина Шереметевых известно с XVI века. Брак между наследниками графов Шереметевых – Петром Борисовичем, – и князей Черкасских – Варварой Алексеевной, – позволил объединить земли вокруг Кускова в обширное имение.

В 1750—1770-х годах по замыслу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в раннеклассицистическом стиле середины-второй половины XVIII в.

В 1775 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, В музейные экспозиции включены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, переведенного в Кусково в 1932 г. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы [3] [4] .

Архитектурный ансамбль усадьбы [ править | править код ]

Большой дом (1769—1775) [ править | править код ]

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен.Он строился под руководством Карла Бланка с использованием чертежей французского архитектора Шарль Де Вайи.

Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины XVIII века. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной (см. илл. →); боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

Итальянский домик (1755) [ править | править код ]

памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710966005 № 7710966005
Был выстроен в 1754—1755 годах при участии Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Голландский домик (1749) [ править | править код ]

Голландский домик — находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Домик представляет собой имитацию голландского жилища и он использовался как увеселительный павильон. Беседки по сторонам пруда (разобранные в XIX в.) и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала. Экспозиция Голландского домика включает несколько фигур-обманок XVIII века. Подобный домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.

Павильон «Грот» (1756—1761/75) [ править | править код ]

Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1756—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова. Каменный павильон в стиле рококо [5] на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены интерьеров Грота оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

Павильон Эрмитаж (1765—1767) [ править | править код ]

Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъемным столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка фриз по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.

Прочие постройки [ править | править код ]

  • Большая каменная оранжерея (1761—1763)
  • Вольер для птиц (современная реконструкция)
  • Менажереи (современная реконструкция)
  • Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).
  • Кухонный флигель (1756—1757).
  • Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  • Американская оранжерея (современная реконструкция).
  • Швейцарский домик (1870-е, архитектор Леонтий Бенуа[6] ).
  • Воздушный театр (1763).
  • Домик управляющего (1810). [7]

Усадьба в наши дни [ править | править код ]

Для осмотра открыты экспозиции архитектурно-паркового ансамбля усадьбы и выставки фарфора, керамики и стекла. Московским правительством планировалось зафиксировать для усадьбы статус «Особо охраняемые природные территории Москвы» [8] .

В усадьбе и лесопарке проводились съёмки таких популярных фильмов, как «Ширли-Мырли» (1995) и «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где Голландский домик был представлен как жилище полковника Чеснея. "Обыкновенное чудо" (1964 г. режиссер Эраст Гарин). В Кусково также снимались исторические телесериалы «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие. Также в усадьбе проводилась съёмка клипа группы БИ-2 «Чёрное солнце».

Усадьба
Кусково
55°44′07″ с. ш. 37°48′26″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Москва
Тип здания усадьба
Архитектурный стиль неоклассицизм
Первое упоминание XVI век
Дата основания 1737
Статус Объект культурного наследия № 7710966000 № 7710966000
Сайт kuskovo.ru
avatar
  Подписаться  
Сообщать о
Adblock detector