Андрей лысиков ландшафтный дизайнер

Андрей Лысиков

Съемка ландшафтных объектов, фото садов, парков, жилых комплексов, интерьеров. Обучение фотографии – авторские курсы, фототуры. Консультации по дизайну сада, агротехнике, санитарному состоянию растений, почвенным проблемам.

Практикующий ландшафтный фотограф, обучался фотоделу в Академии фотографии, член Союза фотохудожников России. Обладатель золотого диплома VII Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре 2016 г. в номинации "Лучший ландшафтный фотограф года". Фотоспециализация: съемка ландшафтных объектов, питомников, садовых центров, садовые и парковые пейзажи, элементы садового дизайна, древесные и кустарниковые растения, травянистые многолетники, фото цветов. Автор и преподаватель курсов садовой фотографии в различных учебных центрах. Руководитель групп в турах по садам Англии, и фототуров, организуемых компанией "Профи-Трэвелз" .

Среди заказчиков фотосъемок:

ЦПКО им Горького, ВДНХ, Раффайзенбанк, санаторий "Черноморец" (Крым), жилой комплекс "Каскад – Парк" (Московская область).

Ландшафтные и профильные садовые компании: “Империал Гарден”, “Илья Мочалов и Партнеры”, “Иль Натюр”, “Мох”, “Авторский сад”, “Вириди парк”, “ЛПБ”, “Хеленпарк+”, “Жуков дизайн”, Ландшафтно-художественная мастерская «Пейзаж», “КАСИОР”, “Центральный Парк”, “Поливкомплект”, “White Studio”.

Питомники: “Ниваки”, “Ёлы-Палы”, ”Питомник Савватеевых”, “Ярус”, “Южный”, ”Калужский Тракт”, “ПАЕР+”, “Императорский Питомник”, “ПОИСК”, «KAVERINO plants», “Зеленая точка”, “Садовник” и другие

Частнопрактикующие ландшафтные архитекторы и дизайнеры.

Принимал участие в съемках программ:

Окончил факультет почвоведения МГУ им. Ломоносова. Старший научный сотрудник Института лесоведения РАН, кандидат биологических наук, автор 13 книг и более 600 научных и научно-популярных статей по лесному почвоведению, экологии, ландшафтному дизайну и декоративному садоводству. С начала 90-х годов занят в сфере озеленения и ландшафтного дизайна, практикующий садовый мастер и консультант.

Сотрудничество с журналами в качестве автора текстов и фотографий: "Ландшафтный дизайн", "Цветники", "Сад своими руками","Гармония сада", "Стильный сад", "Мой прекрасный сад", "SEASONS", "Цветочный клуб", "Вестник цветовода", "Домой", ”Вестник садовода", "Сады России", "Рублевка-Дача", "Живой лес", "Цветок", "Любимая дача", "Садовник", "Помощник садовода", "Настоящий хозяин", "АиФ на даче", "Ландшафтная отрасль", "Цветы", "Идеи вашего дома".

Фотоработы находятся также на сайте фотоагентства "РОСФОТО" www.rosfoto.ru в разделах "Дачная жизнь", "Сад и огород" и "Декоративные растения". Фотографии можно посмотреть также и здесь.
Фотографии дачного сада: www.rfc-online.ru

Andrey Lysikov . Garden Photography © E-mail: lysikov@yandex.ru

Страничка в фейсбуке: http://ru-ru.facebook.com/andrey.lysikov.5

КНИГИ АНДРЕЯ ЛЫСИКОВА:

  1. Сады любви. "Искусство-ХХI век" ;
  2. Вертикальное озеленение. "Фитон+";
  3. Мир цветов. "Фитон+";
  4. Альпийские горки. "Кладезь-Букс";
  5. Устройство малого сада. "Кладезь-Букс";
  6. Почвы вашего сада. "ЭКСМО";
  7. Декоративные деревья и кустарники. Иллюстрированный справочник (соавторы Ю.Баженов, А.Сапелин). "Фитон+";
  8. Вертикальное озеленение: Дизайнерские решения. Выбор растений. "Фитон+".
  9. Садовые деревья и кустарники. Иллюстрированная энциклопедия. "ЭКСМО";
  10. Лучшие садовые цветы. Большая иллюстрированная энциклопедия. "ЭКСМО";
  11. Стильный сад. Концепция, образ, дизайн (2 издания). "ЭКСМО";
  12. Ландшафтный дизайн сада. "АСТ:Кладезь";
  13. Красивые сады. "АСТ:Кладезь";
  14. Каталог древесных растений. Деревья, кустарники, лианы. "АППМ", Москва, 2017 ( в соавторстве ) All information on this web resource, including content, design and structure is subject to copyright and is protected by the Russian Federation legislation and international law

Наверное, каждый знает поговорку про сапожника без сапог. Так бывает не всегда, но довольно-таки часто. Мне известно немало садовых дизайнеров и даже, страшно сказать, ландшафтных архитекторов, не имеющих собственного благоустроенного сада, а то и вообще дачного или коттеджного участка. И дело совсем не в том, что они сильны только в теории. Нет, у них просто не остается времени на то, чтобы благоустроить свой участок, свой сад.

У меня, а вернее сказать, у моего отца, такой участок был. Он появился в 1968 году, в окрестностях с. Вельяминово, в 60 км к югу от Москвы, и с тех пор в течение многих лет эти 6 соток помогали нашей семье решать продовольственную программу. И хотя “ландшафтного дизайна” там, естественно, никакого не было, матушка в течение многих лет увлекалась цветами, да и сейчас еще на участке остались некоторые растения, когда-то ею посаженные.

Все кардинально изменилось, как и у большинства наших соотечественников, в годы перестройки. Именно в это время наука, с которой я, было, планировал сохранить тесные отношения на всю оставшуюся жизнь, перестала обеспечивать возможность содержать семью и детей. Поэтому многие ботаники, лесоводы, почвоведы и прочие агрономы ринулись в ландшафтную отрасль – создавать красным пиджакам “подмосковные Версали”.

После того, как и я стал соучредителем ландшафтной фирмы и начал ездить – глазеть на разные зарубежные сады, мне захотелось хоть как-то преобразить собственный участок, но … далее см. начало статьи. Поэтому все то, что сейчас можно увидеть на фотографиях, складывалось очень постепенно, что называется, со скрипом, на это ушло лет 15 или около того. Эволюционное преобразование сада, изменение плодово-огородного стилистического решения – в сторону пейзажно-эклектичного, происходило в моменты довольно редких воскресных приездов на дачу, и без какого бы то ни было участия наемной рабочей силы (если не считать таковой собственного понукаемого сына).

Читайте так же:  Домашние консервы из скумбрии в духовке

Сейчас на участке сформировались разные функциональные зоны, есть симпатичный теневой садик, в котором растут бузульники и дицентры, страусники и купены, подофиллумы и скополии, астильбоидесы и дармеры. Оформились уголок отдыха с водоемом, центральный газон, довольно масштабные миксбордеры (которые, однако, надо еще доводить до ума), система невысоких подпорных стенок, выложенных сухой кладкой из собственноручно доставленных глыб домодедовского известняка. Там обитают разные почвопокровные растения

. Перед крыльцом дома несколько лет назад возник плоский рокарий, объединивший, наконец, в единое целое маленькую каменистую горку и небольшую коллекцию хвойных растений, привезенных в разное время из разных мест. Рокарий, кстати, появился потому, что мне необходимо было срочно проиллюстрировать фотографиями написанную брошюру “Альпийские горки”. В результате некоторые запечатленные этапы создания собственного рокария попали на страницы этой книжечки.

Водоем на нашем участке, хотя и крошечных размеров, возник, наверное, лет 8 назад. Случилось это после того, как я побывал в знаменитом питомнике водных растений Саши Марченко и познакомился с ним самим. Вообще-то к водоемам я отношусь довольно спокойно и вполне допускаю мысль, что их на участке может не быть вовсе. Но после приобщения к чудесному “водному миру” захотелось соорудить водное зеркало и в своем саду. В ближайший выходной заехал по пути на дачу в какой-то садовый центр, прикупил кусок пленки ПВХ, и на следующий день у нас уже появилось собственное “озеро”. Фоном ему служит сидящая на краю участка, довольно старая ель колючая, которая формуется в течение много лет в виде округлого куста, а также посадки барбариса, роджерсий, дармер и папоротников.

Не так давно рядом с основными 6-ю сотками появился еще один небольшой земельный надел площадью примерно 4 сотки. Этот кусочек земли усилиями моей супруги постепенно и неуклонно превращается в декоративный огород на нескольких уровнях. Его история только начинается, но контуры нового участка уже вырисовываются.

Наш сад растет и меняется вместе с нами. Конечно, это не вариант сада за сезон, или за два, как это принято в ландшафтном деле. Он не куплен в качестве “набора начинающего садовода”, не возник вдруг на пустом месте, хотя для многих, наверняка, такой путь создания сада и подходит как нельзя лучше. Но зато мы сами постепенно формируем и направляем наш сад, мы постоянно меняем его и проживаем с ним общую жизнь.

Расцветет ли райский сад на скромных шести сотках? За ответом корреспондент "РГ" отправилась на дачу к эксперту в области садового дизайна, сотруднику Института лесоведения РАН, писателю, фотографу Андрею Лысикову. Он одним из первых стал предлагать услуги в области ландшафтного дизайна в России, а позже вместе с супругой Еленой – проводить экскурсии по красивейшим садам мира.

За заборами соседей – обычная дачная жизнь: визжит триммер, стучит молоток и монотонно бормочет радиоприемник. Но здесь все иначе: все те же шесть соток, но ни привычных грядок, ни теплиц. Тропинка, петляя между цветущих клумб и необычных хвойных посадок, заводит то под тень лиан в "восточном" уголке, то на декоративный мостик. Лавочка, скрытая в тени кустов на берегу маленького пруда, наводит на мысли о любовных признаниях. Отдельный предмет гордости хозяев – соседи: "Мы живем с ними очень дружно и, глядя на нас, они тоже стали постепенно преображать свой участок, – рассказывает Андрей Лысиков, – стали вносить в свою дачную жизнь элементы дизайна".

Кто первым в нашей стране стал пользоваться услугами ландшафтных дизайнеров?

Андрей Лысиков: Первую ландшафтную фирму мы организовали в 1991 году. Озеленение участка – удовольствие дорогое. Позволить себе услуги дизайнера в то время могли в основном люди определенного толка – те, чьи капиталы, мягко говоря, были нажиты не самым законным путем – малиновые пиджаки.

Андрей Лысиков: Просили: "сделай красивенько". Но это не значит, что работать с такими клиентами было легко. За гибель дерева дизайнер мог серьезно поплатиться. Первым делом, конечно, заказывали мощную живую изгородь по периметру. Бывало, делали изгородь до десяти метров высотой – высаживали деревья в три ряда, обычно ели, туи. Иногда так и заказывали: чтобы снайпер не прострелил.

Читайте так же:  Обогрев насосной станции зимой на даче

Что это такое ландшафтный дизайн, что именно делать, в то время не вполне понимали ни заказчики, ни исполнители. Литературы было мало. Частное садоводство как таковое отсутствовало. А красоты хотелось.

А что сегодня? Больше не прячутся от снайперов за туей?

Андрей Лысиков: Уже нет. Люди стали меняться: заказчики уже не просят просто навести красоту, многие разбираются в тенденциях, знают имена известных дизайнеров и их стили. Исполнители тоже не стоят на месте – появляются настоящие профессионалы своего дела, которых приглашают работать и за рубеж.

Каждый уважающий себя дизайнер считает своим долгом отстоять свою точку зрения перед заказчиком. В фантазиях клиента все еще полно нелепостей. Например, сейчас популярны японские сады, просят их и к месту, и не к месту – среди березок и дубов.

Раньше дизайнеры ориентировались только на очень богатых клиентов. Но конкуренция растет, и сегодня позволить себе услуги профессионала могут люди с достатком выше среднего. Хотя на шесть соток никто даже выезжать не станет – невыгодно, негде разгуляться.

Едва заканчивается рабочая неделя, тысячи горожан задыхаются в пробках, мечтая поскорее взять в руки лопату. Кажется, что такой тяги к земле, как у нас, нет нигде в мире. Так чему нам учиться у других?

Андрей Лысиков: Мы привыкли относиться к своей земле с потребительской точки зрения. Дача – это огурчики, помидорчики или же, напротив, возможность отдохнуть, разгуляться на воле – попариться, поесть шашлыков. В то время как сад – это красота в чистом виде.

Стремление человека облагораживать мир вокруг себя – признак внутренней культуры. Все начинается с мелочей: маленькая клумба во дворе или даже на балконе – это уже хороший знак.

Просматриваешь фотографии из портфолио дизайнерских фирм, и кажется, что где-то рядом за высокими заборами – совсем другая страна.

Андрей Лысиков: Действительно, многое из того, что создают дизайнеры в элитных загородных поселках, впечатляет. И очень жаль, что эти сады никто и никогда не увидит. Часто даже фотографировать в них хозяева разрешают далеко не все – только отдельные уголки, с определенных ракурсов.

Но какой забор ни поставь, установи хоть три шлагбаума – Россия останется Россией. Не все это понимают. Недобросовестные поставщики растений рассказывают людям сказки о том, что если пальму укрыть на зиму, она вырастет как на Бали. Нет, не вырастет.

Дизайном я сейчас практически не занимаюсь, но нередко бываю в закрытых для посторонних поселках как приглашенный эксперт. Не так давно меня пригласили на Рублевку – в саду обеспеченного и небезызвестного человека погибли почти все растения. Оформлением сада занимался дизайнер из Италии. Он соблазнил заказчика красивой картинкой, привез в Россию не одну фуру растений. Можете себе представить, во сколько обошелся такой импорт. Пытаясь понять, что же там росло, я перерыл не один справочник – было очень много экзотических растений с юга Европы. Само собой, русскую зиму этот райский сад не пережил.

В вашей личной коллекции множество фотографий из частных садов Европы. Они открыты для посещения?

Андрей Лысиков: Не всегда. Для того чтобы посетить частный сад, нередко необходимо заранее договориться с хозяином. Но, конечно, в той же Великобритании владельцы загородных имений намного более общительны. Есть и множество открытых для посещения садов. Их содержат общественные организации, такие как National Trust и National Gardens Scheme, они берут под свое крыло парки, средневековые замки, имения и мемориальные дома.

В Великобритании ландшафтный дизайн – это тоже забава для богатых?

Елена Лысикова: Вовсе нет. Садоводством занимаются даже жители небольших таунхаусов – имея клочок земли, они делают на нем что могут. Там издается множество журналов и книг по садоводству, очень популярен садовый туризм. И это вовсе не новшество. Основоположник туризма Томас Кук был первым, кто попросил богатейших людей открыть свои сады для посещения. Сегодня многие частные сады делаются не только для собственного удовольствия, но и для того, чтобы их видели.

Андрей Лысиков: Однажды мы приехали с экскурсией в имение, которым владеет супружеская пара. Купив дом, они узнали, что в свое время обустройством сада занималась легендарная садовая художница Гертруда Джекилл. Новые хозяева нашли чертежи и схемы начала XX века, которые хранились в библиотеке в США, и восстановили сад. Его площадь около гектара. Работают в нем три человека – сама хозяйка, ее сестра и один приходящий садовник.

Читайте так же:  На сколько градусов ставить шарлотку в духовку

И это не исключение из правил?

Елена Лысикова: Нет. В частных садах площадью около гектара основную работу владельцы делают сами. Помощью садовников пользуются от случая к случаю.

Нам трудно представить себе, что человек с большим достатком будет работать на земле, нисколько не стыдясь этого. Во время одной из экскурсий в имении, которое уже шесть столетий принадлежит членам одной семьи, нас встретил сам хозяин. Одет он был скромно, по рукам видно – привык работать с землей. Одна из экскурсанток, которая, видимо, не слишком внимательно слушала рассказ, поинтересовалась: "Вы здесь садовником работаете?" Он спокойно улыбнулся: "Вообще-то я граф, владелец имения".

Садовый туризм пользуется популярностью среди россиян?

Андрей Лысиков: Это, конечно, не массовое явление. Но нельзя сказать, что этим интересуются только профессионалы. Есть страстные фанаты садоводства – знатоки всех сортов, тенденций, новинок. Другая категория – мужние жены. Это состоятельные дамы, хозяйки загородных домов, которые хотят не просто навести красоту на своей территории, а сделать все по уму. Нередко они учатся на курсах ландшафтного дизайна, чтобы руководить работами в собственном саду. И я знаю немало примеров, когда женщины этого круга становились хорошими дизайнерами.

Наконец, экскурсиями интересуются издатели специализированных журналов, фотографы. Понемногу интерес к садовому туризму растет. Это не самый дешевый вид отдыха – ведь каждый маршрут разрабатывается индивидуально с учетом всех пожеланий. Самый бюджетный вариант – в пределах 50 тысяч рублей на человека за неделю.

Большинство россиян хотели бы наслаждаться природной красотой не за рубежом, а дома. Но, к сожалению, для провинции сегодня даже обычный городской парк – уже роскошь.

Андрей Лысиков: Очень жаль, что загублены парки советских времен. Они оформлялись хоть и без излишеств, но грамотно, за ними хорошо ухаживали. Вообще в советское время существовала сильная школа городской ландшафтной архитектуры. Но в 90-е годы люди как будто все забыли.

Даже в Москве парки только недавно получили вторую жизнь. В первую очередь, конечно, парк Горького – там оформлением цветников занимались настоящие профессионалы.

Елена Лысикова: Парк Горького – пример уникальный для нашей страны: профессионалам дали денег и предоставили полную свободу. И вот мы все наслаждаемся результатом. К большому сожалению, даже в сердце столицы оформление клумб и садов никак не может отступить от советских клише. Работы выполняются формально, без энтузиазма и нередко – без необходимых знаний.

В обновленном парке "Сокольники" в большом розарии я наблюдала, с каким удовольствием посетители фотографируют роскошный цветок – водяную лилию, но при этом зачем-то бросают в пруд монетки. Причем некоторые, упражняясь в меткости, стараются попасть монеткой прямо в сердцевину цветка.

Андрей Лысиков: Умение наслаждаться красотой природы требует внутренней культуры, которой нам, увы, не хватает.

"Сады любви" – так вы назвали одну из своих книг. Сад способен вдохновить нас?

Андрей Лысиков: Книга появилась случайно. Все начиналось с рассуждений о чувственности сада – она выражается в игривой форме плодов, цветочных ароматах, многообразии природных афродизиаков. Природа рождает в нас потребность любить.

В окружении красоты трудно испытывать злобу. Недаром во всех религиях мира сад является воплощением рая. Так мы представляем себе блаженство, в котором мечтаем пребывать вечно.

1. Прежде чем устраивать сад, определитесь с его стилистическим решением. Оно будет зависеть не только от ваших вкусов, но и от климата, рельефа, особенностей местности.

2. Если на все не хватает сил и средств, начинайте освоение участка с какой-нибудь одной зоны, постепенно продвигаясь далее в соответствии с разработанным проектом.

3. Нарисуйте, хотя бы очень условно, проект будущего сада, отметьте, где будут находиться автостоянка и зона отдыха, где плодовый сад, цветники, как пойдут дорожки.

4. Тщательно выбирайте растения для посадки, учитывая не только их декоративные качества и размеры во взрослом состоянии, но также их экологические требования и зимостойкость.

5. Если на все не хватает сил и средств, начинайте освоение участка с какой-нибудь одной зоны, постепенно продвигаясь далее в соответствии с разработанным проектом. Ваше усердие будет впоследствии вознаграждено тенистой прохладой древесного полога, упругостью изумрудного газона, красотой и ароматом цветов.

avatar
  Подписаться  
Сообщать о
Adblock detector