- На финальную игру нового сезона вопрос следующий
Из чего делали окна средневековых Европейских замков?
Средневековые замки, так будоражившие романтическое воображение жителей более поздних эпох, в том числе и наших современников, в суровой реальности были в первую очередь фортификационными сооружениями, предназначенными для защиты и обороны феодала, его семьи и жителей близлежащих деревень, и лишь во вторую очередь выполняли функцию жилища, где удобства обитателей — была не сама главная задача.
Главной функции замка — оборонной, была подчинена и вся его архитектура.
Окна — узкие отверстия в стенах, предназначены были не так пропускать дневной свет, как служить бойницами. Кроме того, в плохо отапливаемых помещениях с большой кубатурой маленькие окна пропускали меньше холода внутрь.
Стекло появилось на стыке эпох позднего Средневековья и Возрождения, было очень дорогое и тогдашние технологии не позволяли изготавливать стеклянное полотно большого размера, поэтому застекленные окна были доступны далеко не всем, даже феодалам.
Как же выходили из положения обитатели замков? —
В холодное время года плотно закрывали окна деревянными ставнями, богатые феодалы могли позволить себе такую роскошь как оконные рамы, в которые вставлялись пластины слюды или полупрозрачного агата.
Кроме того существовал и такой вариант — окна заделывались провощенным полотном или промасленной бумагой.
Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже.
Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.
Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.
Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.
На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.
Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.
Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.
Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.
Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.
Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.
Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре 🙂 Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!