Этапы роста фасоли по дням

    Главная
  • Список секций
  • Окружающий мир
  • Выращивание фасоли

Выращивание фасоли

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель может открыть в нем для себя что-то новое. На уроках «Окружающий мир» мы познакомились с развитием растений из семени. Татьяна Юрьевна предложила нам провести исследование в домашних условиях. Меня сразу же это заинтересовала эта тема . Я захотела выяснить, что надо сделать, чтобы семечко превратилось в растение.

Это и послужило основой для создания моего проекта. На уроке на рассказали, что мир растений очень разнообразен. Есть растения, которые не очень требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, я решила, что семена фасоли можно прорастить в домашних условиях.

Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Цель: выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития фасоли.

Анализ литературы по вопросу выращивания растений.

Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.

Провести опыты по проращиванию фасоли.

Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Интересные факты о фасоли (обзор литературы).

Фасоль относится к семейству бобовых. Плоды бобовых растений называют бобами. Боб состоит из двух створок, между которыми лежат семена. Мы называем эти плоды стручками. У одних растений бобы маленькие — 1—2 мм, у других — более 1 м.

Люди употребляли в пищу бобовые растения с очень давних времен. Сейчас на полях и в огородах выращивают бобовые растения: горох, бобы, фасоль, сою, чечевицу. Их едят люди. А на корм животным высевают кормовые бобовые травы — клевер, вику, люцерну. Сеют бобовые растения обычно ранней весной. Урожай бывает богатый: посеешь одно зернышко, соберешь 100—150.

Бобы часто называют растительным мясом: в них очень много белка. Бобовые растения важны для земледелия. На их корнях образуются маленькие клубеньки, в которых живут особые бактерии, усваивающие азот из воздуха. Вот почему после бобовых в почве остается много азота. Он очень полезен пшенице, кукурузе и многим другим растениям, которые потом будут посеяны на том же поле. Из стеблей и листьев готовят сено, питательный силос, который любят коровы, овцы, свиньи. Среди бобовых также много растений, дающих ценное сырье, краски, лекарства.

Условия роста и развития растений

Мы знаем, что растениям для роста и развития необходимы: вода, свет, тепло, воздух и пища. Я составила план своего опыта:

1. Подготовка семян фасоли и их посадка.

2. Определение влияния внешних условий на рост и развитие растения.

3. Наблюдение за ростом растения от прорастания семени до получения плодов.

В ходе эксперимента я создала растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Например, часть семян я предварительно замочила в воде, а другие посадила без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. Таким образом, мы сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения.

Также я заметила, что семена, которые я поливала слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так я сделала вывод о необходимости воздуха для роста растений.

Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, я наблюдала, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения.

В один горшок я посадила семена редко, а в другой – густо. Я заметила, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому я нашла в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений.

На уроке нам рассказывали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая.

В процессе проведения моего опыта я наблюдала за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов.

Для проведения опыта были взяты десять семян фасоли (приложение 1). Предварительно перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде (приложение 2). Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из семени не пророс стебель, земля была укрыта пленкой. На следующий день (седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста наблюдалась в период всего наблюдения (приложение 3). На восьмой день – от 8,5 до 17 см (приложение 4). На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5 см.

Через 2 месяца был получен первый урожай. Каждый стручок содержит по 1-2 фасолины, что, возможно, связано с ростом в горшке, а не в открытом грунте (приложение 5).

Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно разделить на несколько этапов:

этап — поглощение воды;

этап — набухание семян;

этап — увеличение размеров деления клеток;

этап — появление корешка;

этап — появление зародышевого побега;

этап — рост и получение урожая.

Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития роста была разной, это говорит о том, что все семена и в последующем растения индивидуальны.

Выводы и результаты.

Проанализировав свои наблюдения в ходе опыта, и изучив дополнительную литературу по теме, я сделала выводы о необходимых условиях для роста и развития растений:

Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества.

Растению нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет.

Растению нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. А холод не дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества.

Растение получает питательные вещества из почвы. Корни растения вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то растение хуже развивается и плодоносит. Поэтому люди вносят в почву удобрения, чтобы получать хороший урожай.

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.

В домашних условиях я проследила механизм прорастания семян фасоли и установила, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, я провела ряд опытных работ, в результате которых на практике убедилась в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания семян фасоли.

Список используемой литературы:

Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. учебник для 1 класса Окружающий мир Издательство – Астрель, АСТ, 2016, 1 часть. 144 с.

Залетаева, И.А. Книга о растениях. «Колос». 1974, 192 с.

Лобко, В.Д. Ваши «зеленые ежики» [Текст]: книга / В.Д. Лобко – Минск.: «Полымя», 1984. -128с.

Настольная книга овощевода: справочник / Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А.В. Бешанов и др., Сост. Е.С. Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.

Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие растений из семени». М.: Просвещение, 2008.

Удалова, Р.А., В мире растений [Текст]: книга / Р.А. Удалова, Н.Г. Вьюгина – Л.: «наука», 1977. – 136 с.

Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И. Крупичева, 2004.

Основные этапы роста и развития растений.
Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.
Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез — развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками, делением, усами, прививками и т.д.
Выделяют следующие этапы развития растений:
1.Сухое семя.
2.Набухание семени.
3.Образование корня.
4.Образование стебля.
5.Проросток.
6.Образование взрослых листьев.
7.Появление бутонов.
8.Цветение.
9.Образование плодов.
10.Созревание плодов
11.Рассеивание семян.
Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.

Просмотр содержимого документа
«Фасоль. Проращивание фасоли. »

Основные этапы роста и развития растений.

Факторы роста и развития растений.

История фасоли и ее распространение.

Ботаническая характеристика фасоли.

Условия выращивания фасоли.

Проращивание фасоли в домашних условиях.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. На уроках «Познание мира» мы знакомимся с развитием растений из семени. Мы выбрали эту тему проекта, потому, что нам захотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.

Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды.

Это и послужило основой для создания нашего проекта. Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно прорастить в домашних условиях.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и увлекательное рядом.

Цель: Формирование представление о роли семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания фасоли.

Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.

Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.

Провести опыты по проращиванию фасоли.

Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: развитие растений.

Предмет исследования: проращивание фасоли.

Гипотеза: В комнатных условиях можно вырастить фасоль и получить урожай.

Основополагающий вопрос: Можно ли в домашних условиях вырастить фасоль?

Изучение литературы по теме;

Использование компьютера для получения информации;

Основные этапы роста и развития растений.

Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.

Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.

Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез — развитие организма от зарождения до конца жизни особи.

Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.

Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками, делением, усами, прививками и т.д.

Выделяют следующие этапы развития растений:

6.Образование взрослых листьев.

Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.

Факторы роста и развития растений.

Свет и тень. Свет дает растению тепло и энергию, стимулирует активность, ускоряет созревание плодов, определяет длительность цветения. Благодаря освещению, хлорофилл, содержащийся в растении, преобразовывает неорганические вещества в органические. Однако чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде, молодым саженцам. Поэтому следует их притенять подручными материалами.

2.Тепло. Температура окружающей среды влияет на рост и развитие растения. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах,

А значит и в разных температурных пределах. От показателей температуры зависят дыхание и количество поглощаемой влаги. При низких температурах рост и активность растений замедляются и наступает период покоя. Слишком высокие температуры воздуха, как и слишком низкие, могут навредить растению.

3.Влажность и воздух. Воду, необходимую для поддержания жизнедеятельности, растения получают из почвы (полив) или из влажного воздуха.

Таким образом, в каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста. Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает. Для прорастания семян нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть. Значит, растениям необходимы для жизни определенные условия :свет, вода, воздух и тепло.

История фасоли и ее распространение.

Фасоль является наиболее ценной продовольственной культурой из зернобобовых. Значение ее в народном хозяйстве определяется высокими вкусовыми и пищевыми качествами. Продукты из фасоли позволяют не только полнее удовлетворить потребности человека в растительном белке, но разнообразят рацион питания и пользуются большим спросом у населения. Фасоль – одно из древнейших культурных растений Южной Америки. Это подтверждают археологические находки, записи первых путешественников и завоевателей отдельных провинций Америки, а также данные по изучению культурных видов фасоли и ее диких сородичей. Так, в Перуанских и Анконских гробницах в XVIII веке археологи нашли семена фасоли, которые еще не утратили своей окраски. Во рту мумии лежали шарики из хлопка с завернутыми в него семенами фасоли и кукурузы. Академик В.Л. Комаров (1938) пишет, что наибольшего разнообразия и богатства достигает культура фасоли в Южной Мексике и Гватемале, которые и следует считать ее родиной. Здесь фасоль была введена в культуру за 3000 – метровой высоты в горах. Согласно показаниям первых путешественников, индейские племена в доколумбовой Америке возделывали большое количество разновидностей фасоли. Фасоль, кукуруза, тыква являлись наиболее важными культурами американских индейцев. В фольклоре коренного народа Америке бытует легенда о трех девах неземного происхождения, олицетворяющих фасоль, кукурузу и тыкву. Фасоль и кукуруза являлись основными продуктами питания индейцев и всегда высевались вместе, так как кукуруза служила опорным растением для фасоли.

Обыкновенная фасоль в России известна с середины XVI века. При Петре I, фасоль выращивали исключительно как декоративное растение в садах и на клумбах. И только по прошествии полутораста лет фасоль, наконец, приобрела хозяйственное значение. В середине XVIII века в южных губерниях фасоль начали выращивать в полевых условиях, но все еще на незначительных площадях. И появлялась на столах в качестве деликатеса только у привилегированных сословий. К концу XVIII века фасоль перестает быть декоративным и овощным растением и, наконец, выходит в юго-западные районы на поля как зерновая культура, и ареал ее распространения расширяется на восток до Волги. В конце XVII века фасоль выращивали в Ярославской губернии, откуда ее вывозили на московский рынок. В южные области Европейской России и на Украину фасоль была завезена из Румынии и Болгарии, в Грузию и на Северный Кавказ – из Турции. Высокие вкусовые качества фасоли способствовали тому, что в Грузии она с XVII века стала национальной культурой. В республики Средней Азии и Сибирь фасоль завезли украинские и русские переселенцы. На Дальний Восток культура фасоли проникла через общение русских переселенцев с Китаем и Японией.

Таким образом, повышение спроса населения на фасоль за сравнительно короткий срок поставило ее в группу ценных продовольственных культур. (Приложение 1)

Ботанические характеристики фасоли.

Овощная фасоль- однолетнее кустовое, полувьющееся и вьющееся растение. У кустовых форм длина стебля составляет 24-40 см, у полувьющихся — до 1,5 м, у вьющихся – от 2 до 5 м. В отличие от гороха и многоцветковой фасоли, семядольные листья которых остаются в почве, у овощной фасоли они выносятся на поверхность. Цветки- белые, розовые, красные, фиолетовые, по 2-8 шт. собраны в соцветия- кисти, расположенные в пазухах листьев. У некоторых сортов с длинными цветоносами цветки образуются над листьями. Цветки- обоеполые. Пыльники растрескиваются до их раскрытия, и происходит самоопыление.

Корень фасоли стержневой, сильно разветвленный с длинными боковыми ответвлениями. Боковые корни распространяются преимущественно в горизонтальном направлении. Большая часть их сосредоточена в поверхностном слое ( 20-25 см), а стержневой корень может проникать в почву на глубину до метра. Боковые корни, к моменту созревания фасоли, пронизывают почву в радиусе до 60 сантиметров и на такую же глубину, но основная масса их находится в пахотном слое. (Приложение 2)

Семена фасоли обыкновенной состоят из двух семядолей, которые при прорастании она выносит на поверхность почвы. Окраска их варьируется от зеленой до зелено-желтой и желтой. Встречаются сорта с темно-фиолетовыми семядолями. Форма их от округлой до узко-удлиненной. (Приложение 3)

Условия выращивания фасоли.

Фасоль разделяют на сахарную, полусахарную и лущильную. У растений сахарных сортов лопатки нежные, на створках бобов отсутствуют волокнистый слой. В плодах полусахарной фасоли этот слой развивается поздно и в фазе лопатки они вполне съедобны. У лущильной фасоли на плодах развивается грубый пергаментный слой, образующий по краям волокна (нити).

Изо всех бобовых культур фасоль – наиболее теплолюбива: семена прорастают при температуре 10-12°С. Оптимальная температура для ее роста и развития – 18-25°С.

Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают. Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.

Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это растение короткого дня.

Почвы предпочтительны хорошо прогреваемые, легкие. Крайне неблагоприятны для возделывания фасоли тяжелые, вязкие, холодные, кислые или засоленные земли. Непригодны участки с близким залеганием грунтовых вод и затапливаемые.

В Нечерноземной зоне фасоль целесообразно высевать на грядках, то способствует лучшему прогреванию почвы и удалению лишней влаги. Для ускорения процесса грядку покрывают пленкой.

Кустовую фасоль высевают во II — III декаде мая. Семена предварительно дизинфицируют крепким раствором маргонцовокислого калия. На ровной поверхности их размещают трехстрочным ленточным (расстояние между лентами – 40-50 см., между строчками – 20-30 см., между семенами 8-10 см.) или однострочным широкорядным (ширина междурядий – 45-60 см) способом. В последнем случае через 4-6 рядов основной культуры высевают 1 ряд подсолнечника, стебли которого служат опорой для фасоли. (Приложение 4)

Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину примерно 3-4 см. Под пленкой всходы фасоли дружно появляются и развиваются гораздо быстрее, поскольку под ней сохраняется достаточное количество влаги и почва быстрее прогревается. К тому времени, как у растений начнут ответвляться боковые побеги (плети), пленку можно совсем убрать. После посева почву прикапывают.

Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями, включающий всебя: регулярное рыхление междурядий после дождя или полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений по достижении высоты 15 см.

Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и болезнями.

В начале роста фасоли переувлажненность вызывает сильное разрастание листьев – в ущерб цветению и образованию плодов. Полив всходов можно прекратить до начала цветения ( за исключением засушливых периодов). Влага особенно необходима растениям в период раскрытия цветков и образования бобов.

Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения. Перезревшая фасоль становится волокнистой.

Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.

Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100 граммов продукта.

В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы (60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо, магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое разнообразие блюд. (Приложение 5)

Для проведения опыта были взяты пять семян фасоли. Предварительно перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде. Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из семени не пророс стебел, земля была укрыта пленкой. На следующий день (седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста наблюдалась в период всего наблюдения. На восьмой день – от 8,5 до 17 см. На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5 см. (Дневник наблюдений – Приложение 6).

Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно разделить на несколько этапов:

этап – поглощение воды;

этап – набухание семян;

этап – увеличение размеров деления клеток;

этап – появление корешка;

этап – появление зародышевого побега.

Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития и роста была разной, что свидетельствует об индивидуальности каждого семени, а в дальнейшем и растения. (Приложения 7- 13).

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.

В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания семян фасоли.

У чечевицы различают 4 фазы развития: набухание и прорастание, всходы, цветение, созревание. Фазы цветения и плодообразования проходят одновременно. У чечевицы, как у всех бобовых, наблюдается три периода развития:
1-от посева до появления всходов;
2-от появления всходов до цветения;
3-от цветения до созревания.
Продолжительность этих периодов зависит от внешних условий. Показателем скорости развития является сумма активных температур. Для периода посев — всходы требуется 110-127°С суммы активных температур. Эта сумма может значительно колебаться в зависимости от сроков посева. Продолжительность периода всходы — цветение зависит от температуры, влажности, питательных веществ, света, но главным является продолжительность дневного освещения. Повышение среднесуточных температур в этих условиях способствует сокращению периода всходы-цветение, а понижение — увеличению его. Продолжительность периода всходы — цветение регулируется продолжительностью дневного освещения. Этот период при перемещении с юга на север сокращается. Продолжительность периода цветение- созревание зависит от температурного фактора. У чечевицы при среднесуточной температуре 19°С продолжительность этого периода была 31 день; при 18°С — 34 дня, при 17°С — 35 дней, при 16°С — 39 дней. С понижением температуры период цветение-созревание увеличивается.
Стадии развития. Различают стадии вернализации (яровизации) и световую стадию. Стадия вернализации короткая, она проходит в период прорастания семян. Она начинается одновременно с прорастанием семян и проходит при температуре 5-8°С в течение 10-12 дней. При пониженных температурах прохождение стадии яровизации замедляется. Световая стадия чечевицы длинная. Для прохождения её требуется продолжительное дневное освещение и среднесуточная температура — 18-22°С. При укороченном дне (9 часовом) световая стадия не проходит и растения не зацветают.
Темпы роста — Чечевица до появления первых бутонов растет медленно, затем до конца цветения быстро растет, а затем снова замедляется. При замедленном росте чечевица легко угнетается сорняками.
Биология цветения и оплодотворения. Чечевица самоопыляющееся растение, но в природе встречаются гибриды, особенно в засушливых условиях. Венчик цветка мотылькового типа и состоит из 5-и лепестков: парус, 2 крыла и лодочка, образованная из двух лепестков. Парус, крылья короче паруса, лодочка короче крыльев. Тычинок 10, одна свободная, пестик сверху донизу сплюснутый, завязь сидячая, с 2-мя семяпочками. Столбик согнутый, опушенный с внутренней стороны. Рыльце маленькое.
Фаза цветения растянутая и продолжается 1/3-2/3 всего вегетационного периода. Цветение начинается на нижних ветвях, затем на последующих. Цветки раскрываются последовательно снизу вверх. Цветение на отдельной ветви продолжается 9-11 дней. Наибольшее образование цветов совпадает с периодом интенсивного роста растений и не прекращается до конца вегетации. Основное количество цветов расцветает в 5-8 часов утра, отдельные цветы раскрываются до 14-15 часов дня. Через сутки цветок завядает. При сухой жаркой погоде опадает много цветов. Плоды дают в основном цветы среднего и нижнего ярусов.
Пыльники растрескиваются до раскрытия цветка, поэтому в раскрывшемся цветке опыление уже произошло. После опыления через 6-7 дней боб достигает нормальной величины
Продолжительность вегетации. В целом вегетационный период различных форм и сортов чечевицы колеблется от 60 до 105 дней. По скороспелости можно разделить на 5 групп:
1 -раннеспелые — 60-69 дней, это формы из стран Передней Азии, Индии и восточного Афганистана;
2-среднеранние — 70-75 дней, это формы из Средней Азии и Закавказья, Ирана, ОАР;
3-среднеспелые — 76-80 дней, они из стран Средней Азии, Европы, Америки;
4-среднепоздние — 81-85 дней;
5-позднеспелые — 86-90 и более дней, они из средиземноморских стран — Испании, Туниса, Алжира.
Обычно крупносемянные являются позднеспелыми. Все формы в засушливые годы созревают на 2-3 недели раньше, чем во влажные.
Болезни и вредители. Урожаю чечевицы наносят ущерб следующие болезни: ржавчина, бактериоз корней, фузариозное увядание, аскохитоз, антракноз, ложномучнистая роса, гнили и плесени. Вредители: чечевичная зерновка, фасолевая зерновка, клубеньковые долгоносики, тли, пятиточечные долгоносики, плодожорки, бобовая огневка.

Оцените статью
Добавить комментарий