План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе
Тема урока: Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики
— продолжить формировать представление о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей республики, месторождениях важнейших полезных ископаемых;
— содействовать осознанию учащимися исчерпаемости запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;
— развивать элементарные исследовательские умения, умения читать карту.
Оборудование: образцы торфа, демонстрационный образец нефти в пробирке, колба, миска, пипетка, фильтровальная бумага, физическая карта Беларуси, фишки условных знаков полезных ископаемых.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений
Осуществляется по методике «Опрос пятерых» (см. урок по теме «Что такое карта»).
Задания для работы в микрогруппах:
1. Укажите букву полного правильного ответа.
Полезные ископаемые – это:
А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли или из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;
Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;
В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.
2. Узнай по описанию:
А) бывает разного цвета, твердый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду;
Б) разноцветная, состоит их маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде;
В) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется.
3. Закончите предложения.
А) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он …
Б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства памятников потому, что он …
В) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она …
Г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, посуды для придания …
Д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать больше, так как песок …
3. Вступительная беседа
Проводится по вопросам перед текстом учебника «Торф, нефть».
4. Изучение нового материала
— Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?
Чтение текста «Торф», полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти»:
Свойства | Торф | Нефть |
Состояние | твердое | Жидкое (маслянистая жидкость) |
Цвет | Темно-коричневого | Почти черного |
Строение | Из остатков растений | |
Отношение к воде | Легче воды, хорошо впитывает влагу | Легче воды, расплывается тонкой пленкой… |
Горючесть | + | + |
Знакомство со свойствами нефти.
— Почему нефть называют «черным золотом»?
— Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?
Чтение статьи «Нефть». Свои ответы учащиеся сверяют с текстом учебника, затем под руководством учителя заполняют вторую часть таблицы.
По возможности полезно продемонстрировать следующие опыты:
1. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.
2. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.
3. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 — 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).
4. На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок .
А затем поприседаем,
Никогда мы не устанем.
— Как вы думаете, что такое месторождение полезных ископаемых?
Практическая работа по карте.
Методика «Обучение сверстников»: каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы по физической карте республики и в процессе работы с текстом учебника.
При подведении итогов работы используются фишки условных знаков полезных ископаемых (условные знаки полезных ископаемых рисуются на картонной карточке; размеры такие, чтобы был виден условный знак с последних парт; фишки укрепляются на карте с помощью пластилина или специальных кнопок).
— Наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Порассуждайте в своих микрогруппах, как можно сохранить на дольше подземные богатства нашей республики.
При обсуждении результатов работы особое внимание обращается на роль каждого человека в рациональном использовании полезных ископаемых, на связь меду здоровьем и экономным использованием тепло- и электроэнергии.
5. Закрепление изученного
Итоговый тест (можно устно):
1. Назови одним словом.
Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть – это …
2. Подчеркни лишнее.
Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соли.
3. Вставь пропущенное.
Песок, глина, гранит – … материалы, а торф, нефть – … полезные ископаемые.
4. Соедини стрелкой написанное в столбцах.
Торф хорошо впитывает влагу, | поэтому используется как удобрение |
Торф состоит из остатков растений, | поэтому используется как подстилочный материал. |
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть, | поэтому растекается на поверхности воды тонкой радужной пленкой. |
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, | поэтому используются как топливо. |
5. Отметь знаком «+» те утверждения, с которыми ты согласен, и знаком «–» те, с которыми не согласен.
Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь горючие полезные ископаемые на более длительный срок.
Полезные ископаемые – исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.
Полезные ископаемые – неисчерпаемы природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.
Экономно использовать тепло- и электроэнергию – значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье.
Чем больше мы добываем полезных ископаемых, тем сильнее мы загрязняем окружающую среду.
6. Домашнее задание
Прочитать статьи по теме Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики, ответить на вопросы к ним.
Задание для желающих: придумать и нарисовать знаки «Береги природные богатства».
Все конспекты уроков для начальной школы смотрите здесь >>>>>
Смотрите также уроки:
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
Цель урока: познакомить с полезными ископаемыми: торф и нефть, с использованием нефти и торфа человеком в хозяйстве, с важнейшими месторождениями республики Беларусь, показать какие экологические проблемы возникают при неправильном обращении с полезными ископаемыми.
Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые: торф и нефть»
Государственное учреждение образования
«Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа №24 г. Борисова»
урока по предмету
Учитель: Янкова Ю.И.
Тема урока: Полезные ископаемые: торф и нефть
Цель урока: познакомить с полезными ископаемыми: торф и нефть, с использованием нефти и торфа человеком в хозяйстве, с важнейшими месторождениями республики Беларусь, показать какие экологические проблемы возникают при неправильном обращении с полезными ископаемыми.
Задачи: 1) формировать представление о свойствах торфа и нефти, учить устанавливать связь между свойствами вещества и их применением в жизни;
2) создать условия для развития умений оперировать понятием «полезные ископаемые», знаниями о свойствах нефти в знакомой и изменённой ситуации; работать с физической картой; проводить простейшие опыты, фиксировать и объяснять их результаты, формулировать выводы;
3) содействовать пониманию того, что бережное отношение к окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;
Оборудование: образцы торфа, демонстрационный образец нефти в пробирке, миска, пипетка, фильтровальная бумага, картинки условных знаков полезных ископаемых, физическая карта Республики Беларусь.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений
Задания для работы в группах:
1. Укажите букву полного правильного ответа.
Полезные ископаемые – это:
А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;
Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;
В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.
2. Узнай по описанию:
А) бывает разного цвета, твердый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду;
Б) разноцветная, состоит их маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде;
В) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется.
3. Закончите предложения.
А) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она …
Б) Песок добавляют к глине при изготовлении ……, посуды для придания …
В) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать больше, так как …..
II. Изучение нового материала
1 Вступительная беседа.
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Много лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и выбросило в болото. Там я превратился в твердое черное вещество. Однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. И я от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства.
— Какие горючие полезные ископаемые вы знаете?
— Встречается ли торф в нашей местности? Где? Знаете ли вы, где в хозяйстве используется торф?
– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
— Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?
2. Практическая работа №1 Опыты с торфом
1. Рассмотри кусочки сухого торфа. Какой он по цвету? Имеет ли вес?
2. Рассмотри кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит? Попробуй определить части торфа? Легко ли это сделать? Почему?
3. Брось кусочек сухого торфа в блюдце с водой. Что ты наблюдаешь? Почему торф не тонет?
4. Положи кусочек сухого торфа в блюдце с небольшим количеством воды. Понаблюдай, что произойдёт с водой. Какое свойство торфа обнаруживается?
5. Сделай вывод о свойствах торфа.
Вывод: торф тёмно-коричневого цвета, лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, в сухом состоянии легко ломается.
3. Практическая работа №2 Опыты с нефтью
— Почему нефть называют «черным золотом»?
— Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?
1. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.
2. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.
3. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).
4. На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.
Вывод: маслянистая жидкость, темного цвета, имеет характерный запах, легче воды, свойство — горючесть.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок .
А затем поприседаем,
Никогда мы не устанем.
IV. Чтение текста «Торф», «Нефть» (стр.43 – последний абзац, стр.44-45) полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти» в тетради №32 на стр.23:
—Сравните что общего и чем отличаются по своим свойствам торф и нефть?
V. Задание по группам:
— Найти сведения о значении слова торф и нефть.
— Найти места на карте Беларуси, где есть месторождения торфа и нефти.
— Найти ответ почему трудно потушить пожар на торфяном. Болоте. Какой вред может принести нефть?
– Использование торфа человеком в хозяйстве.
– Использование нефти человеком в хозяйстве.
Материал для самостоятельного прочтения и выбора ответа:
Для болота характерно отложение на поверхности почвы органических веществ, превращающихся в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе.
Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.
Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое.
Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах.
VI. Проверка выполнения заданий в группах:
Что узнали о значении слова торф и нефть?
На каком месте на карте Беларуси, где есть залежи торфа и нефти,
Почему трудно потушить пожар на торфяном болоте, какой вред может принести нефть.(Презентация)
Где используется торф человеком в хозяйстве?
Где используется нефть человеком?
При подведении работы в группе используются карточки условных знаков полезных ископаемых, которые укрепляются на карте с помощью, энциклопедии, справочный материал.
— Почему на бензоколонках запрещено зажигать огонь?
— Почему нефть не тонет?
— Что может произойти, если в водоём попадёт большое количество нефти? Какие экологические катастрофы могут произойти?
— Наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Как можно сохранить на дольше подземные богатства нашей республики?
VII. Закрепление изученного материала:
Задание для самостоятельной работы
— Соедините стрелкой написанное в левом и правом столбике.
Торф хорошо впитывает влагу,
поэтому используется как удобрение
Торф состоит из остатков растений,
поэтому используется как подстилочный материал.
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть,
поэтому растекается на поверхности воды тонкой радужной пленкой.
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды,
поэтому используются как топливо.
2. Дополните необходимым словом.
— Песок, глина, гранит – это … материалы, а торф, нефть – это … полезные ископаемые.
— Запасы нефти не бесконечны. Чтобы сохранить запасы нефти для будущих поколений, надо более разумно использовать ……
— Из нефти получают….
— Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь ….
— Что такое нефть и торф?
— Почему торф и нефть называются полезными ископаемыми?
— Какие продукты в нашей жизни используются, сырьём которых является нефть?
— Как каждый человек может рационально использовать полезные ископаемые? Как мы можем сберечь полезные ископаемые?
«?» — об этом я подумаю
«+» — это для меня новое
«!» — очень важно, следует запомнить
X. Домашнее задание
Прочитать статьи по теме Торф и нефть на стр. 43-45 Составить рассказ о сохранении полезных ископаемых, по желанию придумать и нарисовать знаки «Береги природные богатства».
Торф
ДЕти в игровой форме знакомятся с полезными ископаемыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
непосредственно — образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Для чего нужна нефть, каменный уголь и торф».
Воспитатель: Резникова Л. С.
МБДОУ «Детский сад №135»
Мотивация: показ коллекции с полезными ископаемыми.
Цель: познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (нефть, торф, каменный уголь), их ролью в жизни человека и проблемами окружающей среды, связанными с их добычей.
Средства: образцы полезных ископаемых (каменный уголь, нефть, торф); птичьи перья, ёмкости для проведения опытов слайды с изображением морских танкеров, пластмасс, буровых вышек, простой карандаш, листы бумаги.
Способы: вопросы, опыты, рассказ.
Индивидуальная работа : беседа с Вадимом о полезных ископаемых, которые он знает.
Интеграция: коммуникативно –личностное развитие, речевое развитие.
Результат: дети познакомились с горючими полезными ископаемыми, их свойствами.
Литература: Парамонова Л. А.Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет. М., 2008
-Ребята, какие полезные ископаемые вы знаете
-Правильно. В земле хранится много сокровищ, сегодня мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми, которые дают нам тепло.
(Воспитатель показывает коллекцию полезных ископаемых.)
-Я сегодня предлагаю вам превратиться в учёных и работать в лаборатории. А какая работа у учёных в лаборатории?
-Вот и вы будете сегодня проводить опыты.
Возьмите в одну руку кусочек торфа, а в другую – каменный уголь.
- Сожмите их по очереди, чем они отличаются?
- Опустите их в воду и посмотрите, что с ними произойдёт.
- Полейте их водой и сделайте вывод.
— В ходе опытов вы находили между ними только различия, на первый взгляд, кажется, что между ними нет ничего общего. Но это не так. Давайте возьмём лупы и более детально рассмотрим их строение.
-Правильно вы ответили. Торф образуется на болотах. Каменный уголь получился из торфа, только это было очень – очень давно, до того как появились первые динозавры. На Земле тогда было тепло и влажно. Старые деревья падали в болота. Со временем таких деревьев накапливалось очень много, они постепенно изменялись и превращались в каменный уголь.
Человек использует торф давно: при горении торфа получается тепло. Каменный уголь тоже даёт тепло. Ребята, а зачем человеку надо тепло?
-А теперь давайте сравним кусочек каменного угля с простым карандашом.
-Совершенно верно вы заметили. Стержень карандаша – графит, родственник угля. Это очень мягкий камушек, он состоит из мелких – мелких чешуек, словно стопка бумаги из отдельных листов. Когда мы рисуем, чешуйки остаются на бумаге – получаются линии. Из каменного угля делают краски, пластмассу. (демонстрация слайдов).
Разминка.
-Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
-Правильно. Это тоже полезное ископаемое – нефть. Посмотрите и скажите, какая она?
Правильно. Кто из вас сегодня утром приехал в детский сад на автобусе или автомобиле?
-А что надо, чтобы этот вид транспорта двигался?
-Бензин привозят на специальные заправочные станции, а делают его из нефти. Из неё делают ещё керосин, вазелин, синтетические нити для тканей (демонстрация слайдов).
Нефть образовалась в земле очень давно из остатков растений и животных. Для того, чтобы её добыть, надо пробурить глубокую скважину и выкачать нефти, они называются танкеры. (демонстрация слайда). Иногда с ними, к сожалению, происходят аварии, и тогда нефть попадает прямо в море. Ребята, как вы думаете, что происходит с морем, и его обитателями?
-Правильно. Гибнут многие обитатели, например, перья птиц, покрытых нефтью, слипаются, не греют, и птица погибает. Люди помогают таким птицам, ловят их, отмывают и отпускают на свободу.
Давайте сейчас с вами проведём опыт.
(Воспитатель вместе с детьми наливает нефть в миску с водой и смотрят, что происходит с нефтью.)
Воспитатель капает на нефть моющим средством и продолжает наблюдать с детьми, что произошло с пятном.
-Возьмите перья и бросьте их вверх. И скажите, какие перья?
-А теперь капните на перья не нефтью и подбросьте вверх, сделайте выводы.
-А что надо с перьями сделать, чтобы они опять стали лёгкими?
-С чем вы сегодня познакомились?
Что больше всего понравилось делать?
Что вас поразило?
-Каменная соль, железная руда, золото, серебро и т. д.
-Ставить опыты, эксперименты
-Торф – мягкий, легко сжимается, рассыпается, он рыхлый.
-Каменный уголь – твёрдый, сжать его невозможно, он прочный.
-Торф – не тонет, плавает, он лёгкий.
-Каменный уголь – тяжёлый, тонет.
-Торф сухой, он хорошо впитывает воду.
-Каменный уголь совершенно не впитывает воду, она с него стекает.
— В торфе видны веточки, листья.
-Для обогрева помещений.
-Они рисуют, но только карандаш рисует лучше, ярче.
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
(Ходьба на месте.)
— Чёрная, как масло, густая, но её можно вылить из пробирки.
-Море загрязняется, это плохо для его обитателей.
-Нефть не растворилась, а покрыла поверхность воды плёнкой.
— Оно исчезает. Так же очищают моря от нефти.
— Лёгкие, легко поднимаются и медленно падают.
-Перья слиплись, стали тяжёлыми, быстро падают.
-С полезными ископаемыми.
-Как нефть опасна для природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление представлений у детей об образе жизни хищников (где живут, чем питаются). Формирование представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности.
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) включает интеграцию образовательных областей, задачи развития, методы и приемы, применяемые в НОД, необходимые материалы и оборудование, формы .
Познавательное развитие: 1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.3. Развивать способности уст.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: "Приключения в Буквограде".
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефект.