Какими вы представляете себе эти пальмы ответ

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Ознакомитесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Сравнения – люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» .

Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

  • эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
  • метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
  • сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ;
  • олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Три пальмы
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?. .
Не прав твой, о небо, святой приговор! "

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали.. .
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Какими вы представляете себе эти три пальмы? Какими художественными приёмами нарисованы в этом стихотворении красавицы пустыни?

Опишите появления каравана около этого крохотного оазиса

Докажите, что это "восточное сказание"- баллада.

Объясните причину гибели пальм и источника. Каким вы видите отношения человека и природы в этом стихотворении?

Оцените, как иллюстрации помогают представить себе реальную картину событий. если не сложно (

Урок № ________________ от ____________________

Тема. Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Цель урока : продолжить знакомство с особенностями творчества М.Ю. Лермонтова; на примере стихотворения «Три пальмы» формировать навыки выразительного чтения, познакомить с приемом контраста, воспитывать любовь к русскому слову

Оборудование урока: портрет М.Ю.Лермонтова, запись восточной мелодии Э.Грига из балета «Пер Гюнт»

Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию стихотворения.

— Мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Пожалуйста, напомните, какой эпиграф записан перед статьей о М.Ю. Лермонтове в вашем учебнике?

«В ЛЕРМОНТОВЕ ЖИЛА НАСТОЯЩАЯ ГЛУБОКАЯ СИЛА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА». Н.С.Тихонов

Действительно, мы знаем М.Ю.Лермонтова как истинного патриота своей родины. В 5 классе изучали его стихотворение «Бородино». Мы знаем о его драматичной судьбе, непростом характере. Вы убедились, что этот поэт — мастер пейзажной лирики и певец одиночества, когда изучали стихотворение «Парус». Думается, что сегодня вы расширите свои представления о Лермонтове, обогатите себя знанием и пониманием еще одного его произведения.

Это стихотворение называется «Три пальмы». Поэт написал и подзаголовок к нему – «Восточное сказание». Да, действительно, сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите по карте, как далеко от нас Аравийская пустыня. Сразу отметим, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока. И все же, чтобы не отвлекаться на незнакомую лексику в стихотворении, давайте обратим внимание на следующие слова…

Словарная работа : аравийская земля, караван, араб, фарис, оазис, шатры. (Слова заранее записаны на доске)

Чтение стихотворения учителем

Беседа о первичном восприятии.

Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение:

(Песок, три пальмы, ручей)

Что чувствовали вы, слушая это стихотворение?

(Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…

Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение

(Грусть, печаль, удивление, недоумение…)

Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении?

(«Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов».)

— Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе эти пальмы»

Чему противопоставлены пальмы в первой части стихотворения?

(«лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная»)

Критик В.Г.Белинский писал о стихотворении «Три пальмы»: «Дивная картина – так и блестит всею яркостью восточных красок! Какая живописность…»

С помощью каких изобразительных средств языка поэт создает свою «Дивную» картину.

Благодаря чему среди такой природы растут пальмы?

А что для ручья пальмы?

Довольны ли пальмы своим существованием?

(Нет, они стали «на Бога роптать»)

— Что подчеркивает недовольство пальм?

КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ЭТА КАРТИНА?

5.РАБОТА В ГРУППАХ.

— 1 ГР. — найти, какими красками рисует автор караван.

(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

— 2 гр. – какими звуками сопровождает поэт стихотворение?

(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)

— 3 гр. – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее?

(караван , как челнок; люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)

— 4 гр. – какими словами передает движение?

(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)

— Как вы думаете, предвещает ли такое движение что-то радостное для пальм? Прочитайте, как повели себя люди – «малые дети».

— Почему автор дает своему произведению второе название – «Восточное сказание»?

РАБОТА НАД ТРЕТЬЕЙ КАРТИНОЙ?

Что осталось от пальм?

Какой вы видите остальную природу? («почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «остатки сухие», «все дико и пусто кругом»…)

— Сравните эпитеты в 1ой и 3ей картинах. Какой прием исользовал автор? (Прием контраста)

— Подумайте, как вы будете читать 1ую и 3ью часть стихотворения .

ПОДГОТОВКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. (НА СТОЛАХ ПАМЯТКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ)

Пользуясь памяткой, подготовьтесь в паре к выразительному чтению.

(Расставить паузы, логические ударения…)

1 ряд – картина 1ая

2 ряд – картина 2ая

3 ряд – картина 3ья

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

(Существуют разные мнения об идее этого стихотворения. Одни исследователи считают, что пальмы, недовольные жизнью, сами накликали на себя беду и погибли, не зная, каким может быть человек.

Иначе писал об этом критик и публицист Н.Г.Чернышевский, полагая, что «смерть пальм была лучшею, прекраснейшею минутой их жизни, Они умерли для спасения людей от холодов и хищных зверей».

Какое из этих мнений разделяешь ты? Почему? Может, у тебя иной взгляд на главную мысль стихотворения? Поделись своими соображения.

Дом задание: ответить на вопр.2 на стр.210 учебника.

Оцените статью
Добавить комментарий