Несколько лет назад у самого крыльца

(161) Чемпио́н. Че́мпион (англ.)

Чемпиона́т.

Чемпио́нский.

II. 1. Выборочный диктант. Задание: выбрать и записать глаголы на -ться и -тся вместе со словами, от которых к ним за даются контрольные вопросы.

1. Сборная России усиленно готовится к чемпионату мира по баскетболу. 2. «Мы должны готовиться еще серьезнее,— говорит тренер.— Ведь нам предстоит встретиться с сильнейшими командами мира». 3. Через несколько дней российская команда простится со своими друзьями, болельщиками и отправится за океан. 4. В первые же дни чемпионата она встретится с бразильской и канадской командами. 5. Пожелаем нашим спортсменам возвратиться домой с победой.

2. Запись, синтаксический и орфографический (частичный) разбор первого предложения.

3. Творческий диктант. Задание: изменить предложения по образцу.

Образец: Миша хочет научиться плавать под водой.— Миша научится плавать под водой.

1. Брат обещал позаботиться о ластах и маске. 2. Мишина мечта должна осуществиться.

4. Творческое списывание. Задание: заменить выделенные глаголы синонимами, причем такими, у которых неопределенная форма и форма 3-го лица в произношении совпадают.

1.. Вот-вот может грянуть(разразиться) гроза. 2. Кто рискнет (осмелится, решится) во время бури выйти в море на байдарке?! 3. Мы боялись, что лодка стукнется (ударится) с размаху о берег и разлетится вдребезги. 4. Мост через залив такой, что готов рухнуть (обрушиться) в любую минуту.

5. Синтаксический разбор третьего и четвертого предложений.

Домашнее задание: упр. 641, 642.

Урок 11. Виды глагола

I. Словарно-орфографическая работа.

(162) Ша́хматы. Шах — ‘повелитель’ (перс.),

Ша́хматный. мат — ‘умер’

Шахмати́ст.

II. Беседа о виде глагола как грамматической категории. Объяснение грамматического материала строим таким образом, чтобы ученики сначала осознали значение того и другого вида и пришли бы к следующему выводу: глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении (как процесс), а глаголы совершенного вида обозначают действие как достижение цели (как результат). Для этого выполняем ряд упражнений.

1. Рассматриваем учебные картинки (см. учебник, с. 241); несколько изменяем задание: на какой картинке показано само решение задачи ребятами, т. е. действие показано в его течении, как процесс?

2. Упражнение типа «немого диктанта» (дети изображают действия и называют их, составляя устно предложения).

1. Саша расставляет шахматы. Саша расставил шахматы. 2. Гена обозначает суффикс. Гена обозначил суффикс. 3. Лена подает указку. Лена подала указку. 4. Вова раскрашивает рисунок. Вова раскрасил рисунок.

Известно, что ученики иногда путают вид и время глагола (совершенный вид прошедшее время, несовершенный вид — настоящее время). Чтобы предупредить подобную грамматическую ошибку, вычленяем из каждого предложения глагол, ставим его в неопределенной форме и записываем вместе с дополнением. Важно заметить, что такая последовательность действий способствует предупреждению ошибок учащихся в нахождении начальной формы глагола (типа заметили — замечать).

3. Упражнение с опорой на словесное рисование (этот прием хорошо известен детям по урокам чтения).

— Какие картинки вы нарисуете к предложениям?

1. Рабочие сдвигают мебель вправо. Рабочие сдвинули мебель вправо. 2. Мальчик делает скворечник. Мальчик сделал скворечник. 3. Девочка кладет портфель на стол, девочка положила портфель на стол.

Делаем вывод: в русском языке каждый глагол относится к одному из двух видов (несовершенному или совершенному). Виды выражают характер совершения действий, обозначаемых глаголами.

Глаголы, которые обозначают действие в его течении и отвечают на вопрос что делать?, относятся к глаголам несовершенного вида; глаголы, которые обозначают действие как достижение цели и отвечают на вопрос что сделать?, относятся к глаголам совершенного вида.

Обращаем внимание учащихся на то, что для глаголов несовершенного вида характерны суффиксы -и-, -ва-, -ива- (-ыва-) и отсутствие приставок; для глаголов совершенного вида характерны суффиксы -и-, -ну- и приставка с-.

III. Диктант с грамматическим заданием: определить вид глагола (над каждым из них надписать сов. или несов.); в третьем и четвертом предложениях подчеркнуть грамматическую основу.

Светляки

Вечером у лесной тропинки мы увидели первых светляков. «Огоньки! Огоньки!» —закричал Саша. Мы собрали в коробочку несколько светляков, принесли домой и посадили на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашим окном горели и переливались зеленые огоньки.

Сообщение грамматико-стилистического правила: если однородные сказуемые выражены глаголами, то они обычно одного вида — или все совершенного, или все несовершенного.

Домашнее задание: упр. 646.

Урок 12. Виды глагола

I. Разбор по составу слов черемуха, черемуховый, черемушка.

II. Грамматический разбор написанных на доске предложений. Задание: подчеркнуть грамматические основы предложений; определить вид глаголов-сказуемых, обратить внимание на порядок слов в сложном предложении.

1. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня. 2. Первый навстречу солнцу столбом поднялся с межи жаворонок, все выше и выше, и полилась на землю его золотая песня.

III. Творческое списывание. Задание: помня о том, что части сложносочиненного предложения связаны по смыслу и обычно синтаксически однородны, составить вторую часть каждого данного ниже предложения.

1. Несколько лет назад у самого крыльца нашего лесного домика в кустах черемухи каждую весну распевал соловей. 2. Он пел без перерыва всю ночь, и . . 3. В те времена мы не держали кошек, и … .

Домашнее задание: упр. 647, 648.

Разумеется, у скворцов есть враги. Их обижают многие хищные птицы, в низко поставленные скворечни забираются нередко домашние кошки, лапой вытаскивают маленьких скворчат.

Как многие перелетные птицы, поздней осенью скворцы улетают. Они зимуют на юге нашей страны, на побережье Каспийского моря и в других теплых краях, где не бывает суровой зимы. Осенью, собираясь к отлету, как бы желая проститься с родными местами, скворцы иногда возвращаются ненадолго в свои скворечни, и тогда можно услышать их прощальную знакомую песню.

К осени скворцы собираются в многочисленные шумные стаи. Беспорядочным клубком носятся они над полями, садятся на сучья деревьев, на береговой легкий тростник. В полете скворцов есть что-то радостное и веселое. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки. Густыми стаями, похожими на черное плотное облако, поздней осенью отлетают скворцы на Юг. В пути останавливаются, рассаживаются на деревьях или на пашне и скоро опять пускаются в путь. На теплом Юге скворцы не расстаются, держатся дружными стайками. Весною скворцы неизменно возвращаются в свои скворечни, безошибочно находя путь.

Молодые пойманные скворцы быстро привыкают к людям. Они живут в клетке по многу лет, летают по комнатам, радуются своему хозяину, доверчиво садятся на его плечо. Я сам никогда не держал ручных скворцов, предпочитая наблюдать их жизнь на воле, слушать веселое их пение, вместе с ними радоваться приходу весны.

Дрозды

Всякий из вас, кому посчастливилось побывать ранней весною в лесу, наверное, слышал веселые, звонкие песни дроздов. Одновременно с нашими друзьями-скворцами прилетают из теплых краев дрозды. Еще не оделся листвою лес, кое-где пятнами лежит снег, надулись на березах смолистые почки. На вершинах голых деревьев распевают прилетевшие дрозды. Есть что-то радостное, веселое в песнях дроздов. Ранним утром, когда только покажется солнце, начинают петь дрозды. Идешь по лесу – справа и слева раздаются их голоса. Хороша песня веселого певчего дрозда, силен и звонок его голос. После песни соловья песню певчего дрозда можно считать, пожалуй, лучшей. В ней есть радостные, звонкие переливы. Песня дрозда – лучшая музыка весны в пробужденном от зимней спячки лесу.

Обычно живут дрозды в редколесье, в опушках смешанных лесов. Опрятные гнезда свои вьют на сучьях деревьев, невысоко над землей. Нередко до гнезда дроздов можно дотянуться рукою. Боже мой! Какой шум, треск поднимают взрослые дрозды, когда к их гнезду приблизится человек! Громкий их треск раздается по всему лесу. Если выпадет из гнезда напуганный вами уже оперившийся, не умеющий летать птенец, с писком сядет на землю, на треск его родителей слетается все дроздовое население леса.

Мы знаем несколько видов проживающих в наших лесах дроздов. Есть крупные дрозды-дерябы, есть певчие дрозды, дрозды-белобровики, рябинники. Есть скрытные черные дрозды, живущие в глубине темного леса. Лучшими певцами справедливо считаются дрозды певчие. Селятся они на опушках смешанных лесов, весною их можно слышать в пригородных парках и лесах. Они хорошо уживаются с человеком, но не позволяют приближаться к своим гнездам. Певчий дрозд – это небольшая серая птичка, величиною с обыкновенного скворца. Да и в повадках своих сходны дрозды со скворцами. Они также разыскивают на земле пищу, в одно со скворцами время выкармливают своих птенцов. Открытые гнезда дроздов сделаны с большим искусством. Каждую весну дрозды вьют для себя новые гнезда; старые, перезимовавшие гнезда они бросают. Дрозды-белобровики и дрозды-дерябы поют хуже певчих дроздов, и их реже можно увидеть. Особенно скрытны черные дрозды. Обычно они прячутся в густых еловых зарослях, где вьют свои гнезда. Черных дроздов можно встретить и в старинных парках, на заброшенных кладбищах.

В отличие от скворцов, дрозды не очень полезные птицы. Для садоводов, хозяев вишневых и ягодных садов, они являются недобрыми гостями. Летом они обклевывают спелые вишни, клюют ягоды смородины и малины. Хозяину сада трудно спасать урожай от непрошеных гостей.

Дрозды рано выводят птенцов, живут в лесу большими, шумными выводками. Вылупившиеся из яиц молодые дроздята быстро растут и начинают летать. Сколько раз пугали меня дрозды своим треском, когда я невзначай, задумавшись, к ним приближался. На охоте дрозды мешают слушать. Сядешь, бывало, на подслух на глухарином току, еще не закатилось солнце, вершины деревьев освещены его золотыми лучами. Поют и поют, разливаются на этих вершинах голосистые дрозды. Иной раз и прозеваешь прилет на ток глухаря, не услышишь вальдшнепа. Ночью дрозды замолкают, начинают петь на рассвете. Но как оживляют русский лес весенние наши гости – дрозды! В лесу везде раздается радостная и веселая песня.

Говорят, что дрозды живут почти по всему белому свету, их знают во многих далеких странах. А в зимнее время на них там охотятся. Мясо дроздов ценится как вкусное лакомство. Когда-то в давней юности я сам охотился на осенних жирных дроздов. Время это давно миновало, и теперь я люблю только слушать дроздов, наших радостных весенних гостей, открывающих в лесу самое веселое время.

До поздней осени остаются в наших лесах дрозды, иногда до самого снега. Осенью они не поют. Но неожиданный треск дрозда, как бы предупреждающий население леса об опасности, нередко слышишь в осеннем лесу. В урожайные для рябины годы рябинники-дрозды живут в закрайках лесов, пока не выпадет глубокий снег. На белых сугробах под рябинами издалека можно увидеть красные расклеванные шкурки ягод. Дрозды бросают их, выклевывая из ягод семена.

Осенью наши дрозды отлетают в теплые недалекие страны, а весной вновь возвращаются на свои любимые места в русские леса и перелески. Дроздов можно считать птицами-путешественниками. Они постоянно перелетают с места на место, улетают и вновь появляются, живут иногда вблизи человеческих жилищ. Прилет дроздов – верный признак весны, и я всегда радуюсь, услышав их звонкую, чистую песню.

Соловьи

О соловьях, об их пении рассказано и написано так много, что трудно сказать новое, никому не известное. Кто не слышал соловьиного пения, не удивлялся силе голоса маленького лесного певца! Несколько лет назад у самого крыльца нашего лесного домика в кустах черемухи каждую весну распевал соловей. Я присаживался на ступеньку, закуривал трубочку и слушал. Иногда нам удавалось близко видеть певца. Соловей обычно сидел на низкой ветке черемухи, скрытой зеленой молодой листвою. Видно было, как дрожит тельце маленького, невзрачного певца. Было трудно понять, откуда у крошечной птички такая необычайная сила голоса. Он пел почти без перерыва всю ночь, и чудесное пение далеко разносилось по округе. В те времена мы не держали кошек, и наш певец чувствовал себя в безопасности. Людей он почти не боялся. Вместе с маленьким моим внуком, случалось, мы подходили к нему вплотную.

Хорошо известно, что соловьи поют неодинаково. Есть отменные, особенно талантливые певцы. Есть певцы поплоше, послабее. Наш соловей был, по-видимому, из опытных старых певцов. У таких соловьев учатся петь молодые.

Когда-то соловьиное пение очень ценилось. На Руси были большие знатоки этого пения. В давние годы особенно славились курские и киевские соловьи. За отменных певцов богатые люди – купцы и помещики – плачивали до тысячи рублей. Соловьев держали в особых клетках с полотняными потолками, кормили муравьиными яйцами, которые собирали в лесу в пустые бутылки. Пойманный соловей быстро привыкал к людям и в жилище человека пел так же громко и красиво, как пел некогда на воле, в лесу.

Я и теперь люблю слушать соловьев, хотя у нашего домика давно уже нет знакомого нам певца. По-видимому, гнездо соловья разорили кошки, которых пришлось завести в доме, так как в комнатах и в подполье развелись мыши.

Теперь я хожу слушать соловья на край березовой рощи, окружающей наш дом. Особенно нравится мне ночное пение соловья, когда над головою светят звезды и все в лесу примолкает. Хороши и вечерняя и утренняя песни соловьев, радостно встречающих вместе с другими певчими птицами восход солнца.

Вам, наверное, известно, что немудреные свои гнезда соловьи вьют на земле под кустами. Домашним кошкам и лесным хищникам легко разорить соловьиное гнездо. Соловьи живут в старых усадебных парках и даже в городах, где есть деревья, вода и заросли кустарников. В Ленинграде я слушал соловьев в парке Победы на шумном Московском проспекте. Там соловьи гнездились и пели на небольших, заросших кустарником островках, со всех сторон окруженных водою. Ни кошке, ни человеку на эти островки проникнуть невозможно.

Соловьи широко распространены по всей нашей русской земле, где есть сады, рощи, вода и поля. Вряд ли есть на всей земле другая птица, умеющая так звонко и красиво петь, как поет наш русский соловей.

5 июня Что порешать по физике

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

Занятие 19
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Тема 19.1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной или бессоюзной связью и выполняющих одинаковую синтаксическую функцию.
Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.
Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией.
В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами, например: Игра эта была полезная, потому что развивающая. Математика очень интересный, хотя сложный предмет.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.
Однородные члены могут быть выражены как одной, так и разными частями речи:
В голосе её звучали удивление, нежность, сострадание (Куприн).
Лужайка была аккуратно подстрижена и сияла изумрудной зеленью.

Упражнение 19.1.1
Найдите однородные члены, подчеркните их как члены предложения.

1. Через пять минут со всех сторон мчались к дворцу судьи, советники, палачи (Олеша). 2. Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова (Платонов). 3. Один за другим я рассматривал кленовые листья — багряные с охристыми разводами, лимонные с кровяными прожилками, кирпичные с крапом (Коваль). 4. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными, золотистыми пятнами (Олеша). 5. И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист (Твардовский). 6. Зверь теперь в поле, на взмётах, на чернотропе (Бунин). 7. Липовый стол недавно был выскоблен и вымыт (Тургенев). 8. Червь свернулся на ладони, чувствуя ночь и желая покоя (Платонов).

Упражнение 19.1.2
Найдите однородные члены, подчеркните их как члены предложения, поставьте недостающие знаки препинания.
1. Далее продавали скульптуры чашки тарелки таганы вилки части от какой-то балюстрады гирю в двенадцать пудов (Платонов). 2. Апрель добавит к этой суровой зелени розовое пламя цветущего шиповника май зажжёт огни жёлтофиоли распушит кисти сирени засыплет клейкую листву снежком от цветущих яблонь (Королёв). 3. Лето усеет землю брызгами роз гвоздики ноготков (Королёв). 4. Она заварила чай вошла в комнату достала из поставца народную посуду захватила ещё кое-что (Хазанов). 5. А мужчины в этом городе уже давно предназначали себя для стрельбы для руководства для охраны переноски тяжестей дать в лоб и подать даме пальто (Петрушевская). 6. Командир белоснежным платком протирает внутреннюю часть фуражки надевает на забинтованное плечо белый китель в крестах и звёздах записывает последнюю запись в журнал (Гришковец). 7. Ветер бормотал шевеля листья и повторяя прежние слова (Платонов). 8. Легкораненые по двое по трое брели по пыльной дороге (Каверин).

Тема 19.2. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Оцените статью
Добавить комментарий